Почему Россия не вступила в 12-дневную войну на стороне Ирана?
Ответ на вопрос о том, почему Россия не оказала Ирану прямую военную помощь в ходе последнего конфликта с Израилем, требует учета нескольких ключевых факторов.
1 Во-первых, Иран не обращался к России с официальным запросом об оказании прямой военной помощи.
Суверенитет является ключевой и основополагающей ценностью с точки зрения руководства Исламской Республики Иран.
Основная идея исламской революции в Иране – положить конец вмешательству иностранных государств во внутренние дела страны.
Присутствие иностранных военных на своей территории воспринимается как демонстрация неспособности защищать суверенитет самостоятельно и ведет к его ущемлению.
2 Во-вторых, согласно Договору о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, ни одна из сторон не обязана принимать прямое участие в военном конфликте, в который вовлечена другая сторона.
Как указано в документе:
«В случае если одна из сторон подвергнется агрессии, другая не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии,и будет содействовать тому, чтобы возникшие разногласия были урегулированы на основе Устава ООН и других применимых норм международного права».
3 В-третьих, сравнение договоров о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией с Ираном и с КНДР является в корне неверным.
Ключевое различие между этими документами заключается в характере союзнических обязательств.
Договор, подписанный с Пхеньяном, носит характер безоговорочного военного союза. Он содержит более жесткие и автоматические обязательства сторон по оказанию военной поддержки, чем многие современные аналоги, включая Североатлантический договор 1949 года, учредивший НАТО. В соответствии со статьей 4, стороны прямо, без всяких оговорок про консультации, обязуются оказывать друг другу военную и иную помощь всеми имеющимися средствами.
В современных сложных международных условиях это принципиальное отличие, и основания для него понятны: Россия и Иран имеют значительные расхождения во взглядах на многие международные вопросы, включая ближневосточное урегулирование. Брать на себя обязательства автоматически вступать в любой военный конфликт на стороне Тегерана было бы неоправданным риском.
Большая часть иранских конфликтов лежит вне поля российских интересов, как и большинство российских конфликтов находятся вне поля иранских интересов.
4 В-четвертых, Россия стремится сохранить конструктивные отношения со всеми участниками конфликта- о чем прямо заявил В. В. Путин. на ПМЭФ.
Эскалация напряженности между Израилем и Ираном во многом связана с политикой нынешнего израильского правительства. Действия израильского руководства, мотивы которых могут быть связаны как с внутренней политикой, так и с вопросами безопасности, привели к обострению конфронтации с Ираном. Россия не хочет становиться участником этого конфликта, но не отказывается от своих обязательств по отношению к Ирану.
Россия готова дальше последовательно отстаивать право Ирана на развитие мирного атома, собственный политический выбор и оказывать противодействие любому деструктивному вмешательству в дела суверенного государства.