К концу 2025 года российская экономика начинает демонстрировать тревожные знаки замедления. Данные Росстата за ноябрь, а также опережающие индикаторы, свидетельствуют о переходе от быстрого роста к стагнации. Частное потребление, которое раньше играло ключевую роль в увеличении ВВП, в начале 2026 года больше не способно поддерживать прежние темпы роста.
Рост ВВП: формально в плюсе, фактически — на грани
Согласно ноябрьскому отчету Росстата, Минэкономики оценило темпы роста ВВП за январь—ноябрь 2025 года в 1% в годовом выражении. Однако, несмотря на соответствие этому показателю прогнозам, реальные данные внушают меньше уверенности. Например, рост ВВП в ноябре составил всего 0,1% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года — наименьшая цифра за последние месяцы. В ведомстве объясняют это нехваткой рабочих дней в ноябре 2025 года.
Базовые отрасли: минус, которого давно не было
Росстат сообщает, что в ноябре 2025 года производство в основных экономических отраслях сократилось на 0,5% в годовом выражении — это первое снижение с февраля 2023 года. Исключением стала лишь розничная торговля, где наблюдался рост благодаря отложенному спросу и увеличению реальных зарплат.
Частный спрос: долго ехал — и начал сбавлять скорость
По данным Минэкономики, в январе—ноябре 2025 года частный спрос увеличился на 2,8%, что почти в три раза выше роста ВВП. Однако к концу года стало ясно, что этот источник роста начинает истощаться. В последнюю неделю декабря потребительские расходы снизились на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Состояние экономики всё ближе к стагнации, о чем свидетельствовал композитный индекс PMI.
Таким образом, в 2025 году структура ВВП показала активное потребление как единственный источник роста. Доля расходов на конечное потребление выросла до 72,2%, тогда как валовое накопление основного капитала сократилось. Это порождает дополнительные вызовы для бизнеса, который начинает испытывать финансовые трудности, сообщает канал.
























